«Зеркало русской революции»

Оценить
(0 голоса)

Ленин не только разработал и завещал нам свою гениальную теорию отражения. Вместе с тем в статьях о Л. Н. Толстом, в которых мы находим глубокий, отмеченный изумительной точностью и тонкостью идейно-эстетический анализ творчества великого русского писателя, Ленин показал и то, как она практически применяется к искусству. В этих статьях Ленин приходит к совершенно неопровержимому выводу, что Л. Н. Толстой явился «зеркалом русской революции». Опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения и исходя из конкретного анализа творчества писателя, Ленин сделал следующее заключение: «если перед нами действительно великий художник, то некоторые, хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях».

Процесс, на основе которого рождается в искусстве художественный образ, называется художественной типизацией. В ходе этого сложного, свойственного лишь художественному творчеству процесса, как показывает практика, осуществляется обобщение и индивидуализация одновременно. Это следует особо подчеркнуть, так как в некоторых статьях по эстетике до сих пор художественная типизация трактуется как процесс лишь обобщения действительности, из чего явствует, что индивидуализация не входит в типизацию и начинается позднее, как следующий этап творчества. Такое понимание художественной типизации представляется нам односторонним и оттого неверным. Оно искусственно дробит единый, нераздельный процесс создания художественного образа на два изолированных друг от друга этапа.

Типизация в искусстве
Реалистическое искусство
Художественный образ в реалистическом искусстве
Сопоставление
Научно-теоретическое мышление

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход