Пути утверждения нравственных идеалов, которые особенно близки художнику, могут быть самыми различными. Когда мы вспоминаем, к примеру, бессмертные образы Карла Моора и Тараса Бульбы, Чацкого и Рахметова, Татьяны Лариной и Наташи Ростовой, Павла Корчагина и Василия Губанова (фильм «Коммунист»), то всем очевидно, что в данном случае речь идет о прямом утверждении вполне определенных нравственных принципов и идеалов. Однако утверждение высоких принципов и идеалов может осуществляться в искусстве и косвенным путем: посредством эстетического развенчания отрицательных характеров, явлений, событий.
Кроме того, утверждение нравственных идеалов осуществляется в искусстве отнюдь не однозначно, достаточно вспомнить всю сложность и противоречивость нравственных аспектов характера, устремлений и поступков таких типических образов, как Егор Булычов у Горького либо Григорий Мелехов у Шолохова.
Может возникнуть вопрос: а нет ли здесь противоречия между марксистско-ленинским учением о нравственных взглядах общества, их конкретно-историческом и социально-классовом характере, с одной стороны, и вечной свежестью, все покоряющим нравственным обаянием выдающихся произведений искусства различных эпох — с другой? Противоречия здесь нет. И вот почему: во-первых, все великие художники прошлого, как правило, утверждали в своих творениях наиболее прогрессивные нравственные идеалы своего времени. Между тем именно эти идеалы объективно представляли интересы, чаяния народных масс.