Утверждение нравственных идеалов

Оценить
(0 голоса)

Пути утверждения нравственных идеалов, которые особенно близки художнику, могут быть самыми различными. Когда мы вспоминаем, к примеру, бессмертные образы Карла Моора и Тараса Бульбы, Чацкого и Рахметова, Татьяны Лариной и Наташи Ростовой, Павла Корчагина и Василия Губанова (фильм «Коммунист»), то всем очевидно, что в данном случае речь идет о прямом утверждении вполне определенных нравственных принципов и идеалов. Однако утверждение высоких принципов и идеалов может осуществляться в искусстве и косвенным путем: посредством эстетического развенчания отрицательных характеров, явлений, событий.

Кроме того, утверждение нравственных идеалов осуществляется в искусстве отнюдь не однозначно, достаточно вспомнить всю сложность и противоречивость нравственных аспектов характера, устремлений и поступков таких типических образов, как Егор Булычов у Горького либо Григорий Мелехов у Шолохова.

Может возникнуть вопрос: а нет ли здесь противоречия между марксистско-ленинским учением о нравственных взглядах общества, их конкретно-историческом и социально-классовом характере, с одной стороны, и вечной свежестью, все покоряющим нравственным обаянием выдающихся произведений искусства различных эпох — с другой? Противоречия здесь нет. И вот почему: во-первых, все великие художники прошлого, как правило, утверждали в своих творениях наиболее прогрессивные нравственные идеалы своего времени. Между тем именно эти идеалы объективно представляли интересы, чаяния народных масс.

Сфера нравственной жизни общества
Художественное отражение величия нравственного подвига
Отражения действительности
Общий уровень научных знаний
Дикарь в борьбе с природой

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход