Типизация в искусстве

Оценить
(0 голоса)

Типизация в искусстве осуществляется двумя основными путями. Один из путей —от прототипа к типу, от прообраза к образу. За исходное здесь берутся реальные люди, характеры, события, «извлеченные» художником из жизни (прошлой либо настоящей). Например, в искусстве социалистического реализма: образ Ленина (в поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», в трилогии Н. Погодина «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», в фильмах «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Шестое июля», в живописных холстах А. Герасимова, И. Бродского, В. Серова), образ Чапаева («Чапаев» Фурманова), Павла Корчагина («Как закалялась сталь» И. Островского), Мересьева («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого), образы молодогвардейцев («Молодая гвардия» А. Фадеева) и многие другие.

Однако более распространенным, таящим в себе безграничные эстетические возможности способом художественной типизации является создание образов безотносительно к тому или иному конкретному человеку, характеру, событию на основе широких жизненных наблюдений и обобщений. В этом случае художественный образ формируется из типических черт множества людей, характеров, явлений, событий. М. Горький так описывает подобный путь создания образа: «Как строятся типы в литературе?. Берут тридцать — пятьдесят человек одной линии одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло. Все это обобщенные типы».

В нашем советском искусстве так созданы любимые нами образы Максима («Трилогия о Максиме»), Теркина («Василий Теркин»), Воропаева («Счастье»), Алеши Скворцова («Баллада о солдате»), Василия Губанова («Коммунист») и др.

Реалистическое искусство
Художественный образ в реалистическом искусстве
Сопоставление
Научно-теоретическое мышление
Художественный образ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход