Связь искусства с действительностью

Оценить
(0 голоса)

Представители материалистической эстетики, начиная с Гераклита, наоборот, утверждали неразрывную связь искусства с действительностью, зависимость его от окружающей нас жизни. Однако в материалистических теориях прошлого отсутствовало главное: ни одному из представителей домарксистской эстетики не удалось открыть, сформулировать и научно обосновать объективные законы, лежащие в основе художественного развития общества. Эту историческую миссию выполнили Маркс и Энгельс. Важнейшим открытием марксизма в области эстетики явилось определение ими искусства как формы общественного сознания. Это открытие стало именно тем поворотным моментом в истории эстетических взглядов, который превратил эстетику в подлинную науку.

Марксизм-ленинизм рассматривает искусство не изолированно, не само по себе, как это делали представители идеалистической эстетики, а в его соотношении и диалектической взаимосвязи с материальной сферой жизни общества. Общественное сознание, являясь духовной сферой жизни общества, есть не что иное, утверждает марксизм, как отражение в головах людей материальной действительности, субъективный образ объективно существующего мира. И подобно тому, как сознание вторично по отношению к материи, так применительно к жизни общества в целом общественное сознание вторично по отношению к экономической структуре общества, его способу производства, его общественному бытию. «Не сознание людей определяет их бытие,— писал К. Маркс,— а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Маркс и Энгельс
О каких же объективных закономерностях и тенденциях может идти речь применительно к искусству?
Развитие искусства
Художественный образ
Область литературы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход