Религиозные догмы

Оценить
(1 голос)

И все же жизнь оказывалась сильнее омертвевших религиозных догм, на страже которых стояли церковники. Многие из художников, выполняя подобные заказы церкви, даже сугубо религиозные сюжеты насыщали богатейшими жизненными наблюдениями и ассоциациями. И тогда появлялись на свет иконы, фрески, скульптуры, мессы, хоралы, оратории, реквиемы, носившие религиозный характер лишь по форме. Фактически же они воспевали жизнь не столько небесную, сколько земную. В их основе — земные горести, земные страсти, земные надежды. И оттого они обрели право на бессмертие, до сих пор сохраняя свою жизненную глубину, силу, художественное очарование. Таковы «Троица» А. Рублева, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Мессия» Генделя, «Реквием» Моцарта.

В «Троице» А. Рублева, например, библейская легенда о явлении старцу Аврааму и его жене Саре божества в облике трех ангелов обрела совершенно новое, земное, гуманистическое звучание. Ангелы Рублева и по сей день пленяют нас своей внутренней чистотой и одухотворенностью. В иконе звучит глубочайший философский смысл: утверждение мечты человека о честности, благородстве, единении, мире.

Еще более «земной» представляется нам «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Как далека она от традиционного лика богоматери и младенца Христа! Перед нами молодая, с красивым, одухотворенным лицом итальянка, современница художника. Она гордо и самоотверженно прижала к своей груди младенца, в котором также нет ничего «божественного». Гимном торжественной, все покоряющей, самой что ни на есть чистой и земной материнской любви входит «Мадонна» Рафаэля в духовную жизнь всех народов и всех поколений.

Передовые умы человечества
Буржуазная эстетика
Общественное сознание
Откуда у нас все эти обширные знания?
Духовного обогащения

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход