Религиозная идеология

Оценить
(0 голоса)

О пагубности влияния религиозной идеологии на художественное творчество можно судить исходя из многовековой практики развития духовной культуры человечества. Художники, плененные религиозной идеологией, даже при наличии незаурядного таланта, как правило, ничего значительного так и не создали. Известны и такие случаи, когда выдающиеся представители литературы и искусства, на творческом счету которых было уже немало подлинных шедевров, попадая в омут религиозного дурмана, теряли свою былую творческую силу. Так было с Гоголем в последние годы его жизни, так случилось с очень известным, недюжинного таланта русским художником Н. Ге. Не сумел избежать трагического «спада» в своем творчестве и гениальный Репин (90-е годы прошлого столетия). Вступив на стезю создания сугубо религиозных полотен, лишенных каких-либо глубоких ассоциативных связей с жизнью («Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных», «Иди за мной, Сатана!», «На Голгофе» и др.), этот поистине гениальный художник в данном случае не поднялся выше среднего уровня добросовестного «иллюстратора библии».

Однако было бы наивным ограничивать проблематику взаимодействия религии с искусством лишь ее борьбой с произведениями передовой художественной мысли. На всех этапах своего развития церковь, отлично понимая силу воздействия искусства на духовный мир человека, пыталась подчинить себе искусство, оторвать его от реальной жизни и приобщить к «жизни небесной», словом, использовать его по мере возможности в своих целях. И в глубокой древности, и особенно в средние века, когда церковная идеология господствовала почти безраздельно, и в более поздние времена церковь являлась одним из наиболее влиятельных меценатов, одним из наиболее богатых заказчиков произведений религиозной тематики. По ее заказам создавались иконы, фрески, скульптурные и рельефные украшения храмов, витражи и чеканки. Она активно включала в ритуалы богослужений специально созданную для этого музыку, хоровое пение, речитативы и многие другие элементы театрально-музыкальных представлений.

Религиозные догмы
Передовые умы человечества
Буржуазная эстетика
Общественное сознание
Откуда у нас все эти обширные знания?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход