Правда искусства

Оценить
(0 голоса)

Итак, в основе «правды искусства» всегда «правда жизни». Однако между этими понятиями нельзя, как это иногда еще делается, ставить знак равенства. В «Философских тетрадях» В. И. Ленина мы находим следующую запись: «Искусство не требует признания его произведений за действительность». Эти слова помогают правильно понять проблему условности искусства. Она заложена в самой природе образа. Художник не может переносить жизненные факты в создаваемое им произведение «как они есть». М. Горький писал, что факт — это еще не вся правда, он лишь сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства. Главным для правдивого искусства является не внешнее сходство с натурой, а соответствие сущности изображаемого.

В настоящее время зарубежная эстетика модернизма выдвигает немало «модных» теорий, которые, облекаясь в новые и подчас весьма замысловатые формы, тем не менее, продолжают свою старую идеалистическую тенденцию, основанную на отрицании органической связи художественного образа с объективной действительностью. Таковы, например, теории «феноменологии», «структурализма» и многие другие. В каждой из них находятся свои «доводы» для того, чтобы оторвать образное мышление от действительности, свести его к «чистому сознанию», а художественный образ уравнять с «условным знаком», лишенным каких-либо жизненных примет и познавательного значения. В этом же ряду стоит нашумевшая за последние годы теория «мифотворчества» французского ревизиониста Роже Гароди, изложенная им в книге «О реализме без берегов» 1 и других работах. Теория Р. Гароди, какие бы при этом ни делались оговорки, ведет к явному отрыву художественного образа от объективной действительности, к субъективистскому «самовыражению» художника. Она затушевывает грани между реалистическим и формалистическим искусством, всей своей логикой противоречит ленинской теории отражения. Правда, сам Р. Гароди в своих отзывах о теории отражения весьма осторожен. Его же австрийский коллега по ревизионистским нападкам на марксистскую философию и эстетику Э. Фишер, солидаризируясь с концепцией «мифотворчества», весьма откровенно заявлял, что проблема «мифа» означает «всестороннее размежевание с теорией отражения».

Художественный образ — категория эстетическая

И поэтому выяснение его эстетической природы является одной из важнейших задач исследования особенностей, присущих образному мышлению. Художественный образ, как и любое явление действительности, воздействуя на органы чувства человека, доступен нашему непосредственному восприятию. А это, как известно, вызывает соответствующие эмоции, в том числе и эстетические. Явление, как отмечал в «Философских тетрадях» В. И. Ленин, богаче закона: оно несет в себе массу присущих лишь ему индивидуальных черт. В художественном образе между тем и воплощено все многообразие, и неповторимое богатство явления. Наличие широких обобщений не мешает художественному образу (и в этом его специфика) сохранять всю достоверность, непосредственность, первозданную свежесть того или иного жизненного явления. И это превращает его в активный и неисчерпаемый источник формирования эстетических чувств в процессе воздействия образа на духовный мир человека.

Единство объективного и субъективного, на основе которого формируется художественный образ, приводит к тому, что в образе, создаваемом художником, в наиболее концентрированной, обостренной и гармонически завершенной форме выражается эстетическое восприятие действительности, связанное, естественно, с  теми или иными эстетическими вкусами, взглядами и идеалами, на которые ориентируется художник. На основании этого одни явления действительности изображаются художником как красивые, прекрасные, возвышенные, трагические, другие, наоборот, как некрасивые, безобразные, низменные, комические. Так все многообразие и богатство объективной действительности предстает в образной системе произведений литературы и искусства как «соотнесенное» с теми или иными эстетическими идеалами, несет на себе печать эстетических симпатий и антипатий художника. И это наиболее ярко и последовательно выражает эстетическую природу художественного образа.

Эстетический идеал в искусстве
Вопрос философии
Связь философии и искусства
Эпиграммы
Объективная закономерность подлинного искусства

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход