Общественное сознание

Оценить
(0 голоса)

Рассматривая проблему взаимосвязи различных форм общественного сознания, мы для удобства говорим о связи искусства с политикой, наукой и т. д. в отдельности. Но в действительности в процессе художественного творчества, а следовательно, и в каждом отдельно взятом произведении искусства наблюдается весьма сложное сочетание многообразия этих связей. Нередко, например, особенно в искусстве общества, где господствуют антагонистические противоречия, в творчестве художника противоборствуют прогрессивные и реакционные взгляды. И тогда объективное звучание создаваемого им произведения зависит от того, какая система взглядов одержала в этом противоборстве верх. Так было в творчестве О. Бальзака, политические взгляды которого отнюдь не носили передового характера, хотя в целом его мировоззрение позволяло ему, по словам Энгельса, «идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков», видеть «неизбежность падения своих излюбленных аристократов», отыскивать «настоящих людей будущего там, где их в то время единственно и можно было найти.» В этом Энгельс видел одну из величайших побед реализма писателя.

Важно отметить, что философские, политические, нравственные и все прочие взгляды и идеалы художника выявляют себя в каждом из произведений весьма многосторонне. Сказывается это и в выборе героев, и в отборе жизненных ситуаций, заинтересовавших художника, и в характере их сюжетного развития, и в использовании художественно-выразительных средств.

Социальные функции искусства

 Искусство играет огромную роль в жизни общества. Определяется она тремя его основными социальными функциями: познавательной, воспитательной и эстетической. Заранее оговоримся, что в искусстве все эти функции выявляют себя лишь в неразрывном диалектическом единстве; порознь, изолированно друг от друга, они не существуют. Рассматривая каждую из функций в отдельности, мы допускаем некоторую условность, прибегаем к приему, как это часто делается в науке, искусственного «выделения» одного вида связи из некоего единства их множественности, в котором практически лишь и выступает искусство как сложное и специфическое общественное явление.

С помощью искусства человек многое узнает об окружающем его мире, о прошлом, настоящем и будущем. В этом, собственно, и состоит познавательная функция искусства. Большинство населения нашей страны никогда не видело моря. Но найдем ли мы такого, кто не знал бы его? И не в общих чертах, а во всей прелести самых различных его состояний: спокойного и бурного, приветливого и грозного, светлого и радостного — в хорошую погоду, темного и бушующего — в штормовую, ласкающего взгляд — на рассвете, чарующего и немного таинственного — в лучах заходящего солнца!

Откуда у нас все эти обширные знания?
Духовного обогащения
Активность искусства
Формирование видов искусства
Попытки классификации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход