Научно-теоретическое мышление

Оценить
(0 голоса)

Если в научно-теоретическом мышлении, да и в повседневном нашем познании действительности, существуют определенные, довольно четко разграниченные ступени продвижения к истине, где чувственный этап сменяется более совершенным — рациональным, логическим, весь процесс познания идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению» (Ленин), а результаты этого процесса носят всегда обобщенный, понятийный характер, лишенный какой бы то пи было чувственной конкретности, то в процессе художественного мышления, па основе которого и рождается художественный образ, эти две ступени познация — «живое созерцание» и «абстрактное мышление» — как бы сливаются воедино. Вот почему художественный образ несет в себе одновременно и понятийное, и чувственное начало. В этом органическом и неразрывном сплаве — чувства и мысли — секрет единства эмоционального и рационального. Именно поэтому художественный образ (и произведение искусства в целом) действует одновременно и на разум, и на чувства. Он и волнует нас, и заставляет мыслить.

Вот перед нами картина Кукрыниксов «Конец». Она изображает последние минуты Гитлера и его приближенных. Какова наша реакция на эту картину? Она двойственна, хотя провести здесь четкую грань не так-то легко. Но если все же задаться такой целью и попробовать разобраться в характере нашего восприятия картины, то станет очевидным, что, глядя на загнанные в «мышеловку» фигуры некогда страшных в своих человеконенавистнических устремлениях главарей фашизма, мы испытываем жгучее чувство омерзения. Вместе с тем нас неотступно преследует мысль о том, сколько зла, сколько горя принесли человечеству эти подлые фашистские выродки.

Подробнее в этой категории: « Сопоставление Художественный образ »
Художественный образ
Правда искусства
Эстетический идеал в искусстве
Вопрос философии
Связь философии и искусства

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход