Духовного обогащения

Оценить
(0 голоса)

Искусство — могучее средство духовного обогащения человека. В этом, собственно, и состоит великая воспитательная функция искусства. На торжественном открытии памятника А. С. Пушкину в Москве выдающийся русский драматург А. Н. Островский, говоря о «сокровищах, дарованных нам Пушкиным», так определил назначение настоящего художника: «Первая задача великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть». В разное время, в разных странах, разные художники, размышляя о месте искусства в жизни общества, приходили в общем-то к аналогичным выводам. Это лишний раз подтверждает мысль, что воспитательная роль искусства ни в ком и никогда, как правило, не вызывала сомнения. «Высекать огонь из сердец людей» — так, например, определял одну из благороднейших и высочайших задач искусства великий Бетховен. Ф. Энгельсу принадлежит широко известная оценка "идейно-воспитательной роли реалистического искусства. Вспоминая картину немецкого художника Гюбнера «Силезские ткачи», он утверждал, что она «сделала гораздо больше для социалистической агитации, чем это могла бы сделать сотня памфлетов» . Роман Чернышевского «Что делать?», прочитанный Лениным еще в юности, расценивался им как «заряд на всю жизнь». Произведения искусства, утверждал гениальный создатель теории относительности А. Эйнштейн, дают «ощущение высшего счастья». В них, признавался он, «я черпаю такое духовное богатство, как ни в какой другой области» .

Достаточно понаблюдать за тем, как чувствуют и ведут себя зрители на спектакле, в кино либо в картинной галерее, как заразительно хохочут они при каждом появлении па сцене никогда не унывающего Шванди («Любовь Яровая») либо, затаив дыхание, в скорбной тишине зрительного зала вслушиваются в последние слова умирающей женщины-комиссара («Оптимистическая трагедия»), как радуются они теплым бликам солнца, щедро разбросанным по холстам Левитана, и вы получите ответ на вопрос об эстетическом воздействии искусства на духовный мир человека.

Подлинное искусство заставляет пас сопереживать с героями произведения: грустить, когда они грустят, плакать, когда они рыдают, радоваться и торжествовать, когда «па наших глазах» побеждает добро.

Активность искусства
Формирование видов искусства
Попытки классификации
Система искусства
Дух

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход