Взаимодействие стилей

Оценить
(0 голоса)

Проблема соотношения и взаимодействия стилей и направлений в нашей эстетической науке пока еще изучена недостаточно. На этот счет создано немало концепций, между представителями которых до сих пор идут оживленные дискуссии. Ясно лишь одно: та и другая категория отражают сложную диалектику процесса художественного творчества, художественного развития общества в целом. В определенных конкретно-исторических условиях отдельные наиболее значительные по своему социально-общественному резонансу стили «перерастают» в направления. Иногда несколько самостоятельных стилей, наиболее близких между собой, в соответствующих условиях также могут стать основой для образования новой, более емкой надындивидуальной эстетической общности — направления. Бее это позволяет нам во избежании повторов не останавливаться на факторах, определяющих формирование направлений. Они в основном те же, что и в формировании стилей.

Художественный метод

 Искусство различных исторических эпох имеет свои ярко выраженные отличительные черты. Как показывает практика, оно отличается своей тематической ориентацией; принципами восприятия действительности, ее идейно-эстетической интерпретации; системой художественно-выразительных средств, с помощью которых окружающий человека мир образно воссоздается в произведениях литературы и искусства.

Это видно даже при простом сопоставлении, скажем, поэзии и драматургии А. Сумарокова, В. Тредиаковского, М. Хераскова, Я. Княжнина, В. Озерова с поэзией и драматургией А. Пушкина, А. Грибоедова, М. Лермонтова, либо живописи А. Лосенко («Прощание Гектора с Андромахой»), Ф. Бруни («Медный змий»), Г. Семирадского («Фрина на празднике в честь Посейдона») с живописью П. Федотова («Свежий кавалер»), В. Перова («Проводы покойника»), либо В. Маковского («Свиданье»).

Здесь уже, как видим, отличие не только индивидуального порядка, что нами было определено как «творческая манера», и даже не стилевого, более широкого, когда целые группы художников, подчас весьма многочисленные, некоторыми чертами своего творчества близки друг другу. Здесь уже речь идет об отличии более крупных, как принято говорить, эпохальных масштабов. Вот такие-то явления в развитии искусства и принято называть «художественными методами».

Исходным и определяющим в возникновении и развитии художественного метода является конкретно-историческая действительность: уровень развития производительных сил общества и в целом способ производства, общественная практика человека, его философские, политические, научные, религиозные, эстетические и этические взгляды, характер традиций, сложившихся в искусстве. Все это, вместе взятое, образует реальную, объективную основу, на которой возникает тот или иной художественный метод. Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» подчеркивали: «Рафаэль, как и любой другой художник (курсив мой.— Г. К-), был обусловлен достигнутыми до него техническими успехами в искусстве, организацией общества и разделением труда в его местности и, наконец, разделением труда во всех странах, с которыми его местность находилась в сношениях».

Хронологические рамки
Совокупность принципов
Теоретические работы
По зову «вдохновения»
Художественная типизация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход