Совершенствование человека

Оценить
(0 голоса)

Человек совершенствовал вещь, и в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, чувство материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом «чувство вещи». Вещь не только обогатилась практически полезными функциями, но и приобрела особую, вне практическую ценность — красоту. Но красота сама по себе еще не делает предмет произведением искусства. Почему? Красота, будучи чувственным выражением меры предмета, говорит нам о самом предмете. В красоте раскрывается идея предмета, независимо от того, является ли он созданием природы или человека. Поэтому даже самые прекрасные природные объекты, будь то животные, растения или драгоценные камни, не являются произведениями искусства. Искусство начинается там, где предмет одухотворен, т. е. выражает человеческие идеи. Вещь как произведение искусства должна обладать специфической функцией — в своих чувственных формах заключать высказывание человека-творца, обрести свойство поэтического действия. По глубокому замечанию Гегеля, поэзия была самой универсальной и всеобъемлющей наставницей рода человеческого и продолжает быть ею.

Произведения прикладного искусства более всего родственны поэзии по способности выражать тончайшие, неуловимые оттенки чувств и настроений. Поэзия нередко берет обычные предметы и, не выходя за пределы их эмпирических свойств, наполняет эти свойства человеческим смыслом и мироощущением. Так, поэт

П. Неруда высказывается о лошадях, чьи «шеи — словно башни из гранита, добытого в карьерах благородства»:

Округлость апельсинов и планет
Содержание и форма прикладного искусства
Прикладное искусство
Художественный образ
Художественный образ в прикладном искусстве

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход