Социалистическое искусство

Оценить
(0 голоса)

Партийность и народность органично сливаются лишь в социалистическом искусстве, для которого характерна четкость и классовая определенность идейных позиций, тесная связь творческих устремлений художника с волей парода и Коммунистической партии.

Главная линия в развитии искусства социалистического реализма, основанного на принципах народности и партийности, отмечается в Программе КПСС,— это «укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед».

Эстетическое богатство искусства определяется, как известно, многообразием его видов и жанров, тем и сюжетов, конфликтов и характеров, многообразием самых различных художественно-выразительных средств, вне которых немыслима образная структура произведения искусства. Вместе с тем эстетическое богатство искусства характеризуется процессами и явлениями, которые в наиболее их общей форме, могут быть определены как эстетические категории «творческая манера», «стиль», «направление», «художественный метод». Имея в виду, что любые общности в художественном развитии человечества формируются па основе творческих поисков каждого художника в отдельности и возникают постольку, поскольку этими художниками создаются конкретные произведения искусства, считаем целесообразным рассмотреть интересующие пас категории именно в той последовательности, как они перечислены нами несколько выше.

Творческая манера

 Вся история искусства, в том числе и искусства социалистического реализма, убеждает, что творчество каждого более или менее талантливого художника отличается индивидуальным своеобразием. Достаточно сравнить творчество Пушкина и Некрасова, Толстого и Чехова, Маяковского и Блока, Есенина и Багрицкого или сопоставить картины М. Греков и А. Дейиеки, А. Пластова и Ю. Пимёнова, портреты П. Корина и В. Ефаиова, скульптуры Е. Вучетича и Г. Иокубониса, чтобы в этом убедиться.

Творческой манерой мы называем в эстетике ясно н последовательно выраженные индивидуальные черты художественного творчества, его содержания и формы в их неразрывном единстве, отличающие одного художника от другого. Иногда считают, что творческая манера (или «творческий почерк») проявляется лишь в своеобразии выразительных средств, к которым тяготеет тот или иной художник, и сводится лишь к понятию художественной формы. Между тем художественная форма сама по себе не существует. Она есть не что иное, как практическое, материализованное выявление художественной идеи, лежащей в основе произведения искусства. Великому скульптору Родену принадлежат слова: «Колорит Тициана интересен не по певучей гармонии красок, он интересен по своему смыслу.»1. Народный художник СССР Б. Иоган-сон по этому поводу пишет: «Красота формы не прикладывается к содержанию, а сама из него возникает как результат увлеченности художника этим содержанием, как реальное бытие художественной идеи».

Творческая манера
Батальное искусство
История советского изобразительного искусства
Характер действительности
Индивидуальность  произведений советских поэтов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход