Это ленинское положение помогает разобраться и в исходных позициях принципа коммунистической партийности в искусстве социалистического реализма. По выражению А. Фадеева, советские художники, чтобы они ни изображали в своих произведениях, видят п оценивают жизнь «глазами страстных борцов за коммунизм». Коммунистическая партийность позволяет нашим художникам правдиво, глубоко и заинтересованно отражать в художественных образах то существенное, что характеризует сложный и величественный путь нашего парода к коммунизму. Этот принцип исключает объективистские позиции художника. Он делает художника прозорливым и дальновидным, смелым, убежденным и последовательным в изображении жизни.
Мировоззренческие ошибки, как правило, уводят художника в сторону от магистральных путей искусства социалистического реализма. Так или иначе они подталкивают его либо к формализму, либо к натурализму. И в том и другом случае автор приходит к ошибочным взглядам на жизнь, к искажению жизненной и тем самым образной правды. Жизнь сложна и многообразна. И не все, что попадается нам на глаза, определяет ее сущность, а для искусства — его правду. В жизни есть «факты», но есть и «фактики». Бывает так, что художник, казалось бы, не отступая от правды жизни, отталкивается, тем не менее, в своих обобщениях не от «фактов», а от «фактиков» — явлений хотя и действительно существующих, но поверхностных, случайных. «Белые пятна» в мировоззрении художника дают о себе знать в творчестве либо в виде неверных оценок явлений действительности, либо в виде попыток вообще уйти от оценок изображаемого. Это и приводит к появлению поверхностных, художественно неполноценных произведений, о которых не без тревоги говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев на XXIV съезде Коммунистической партии.