В подъеме общего культурного уровня масс, вспоминала К. Цеткин, Владимир Ильич видел «ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники». Эта ленинская точка зрения нашла отражение в Программе партии, принятой на VIII съезде РКП (б). Так, в одном из ее разделов говорилось о необходимости оказывать всемерную помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян, открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства. Организация художественного воспитания народа считалась государственной задачей.
В «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), в составлении которых непосредственное участие принимали А. В. Луначарский и Н. К. Крупская, была дана формулировка, определившая в общих чертах характер эстетического образования и воспитания в СССР. «Под эстетическим образованием,— указывалось в этом документе,— надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее» . Принципиально важным и новым здесь было требование систематичности и, главное, практического, действенного характера эстетического образования. Все это имело отношение не к одной только школе. Советская власть ставила своей задачей открыть возможность всем людям труда наслаждаться красотой.