Критический реализм

Оценить
(0 голоса)

Самостоятельность и историческая конкретность художественных методов не исключает их диалектической взаимосвязи, преемственности и противоречивости. Критический реализм, например, был подготовлен не только реализмом Возрождения и Просвещения, но и художественными методами XVII—XVIII вв.— классицизмом и романтизмом. И вряд ли было бы возможно творчество Пушкина и Лермонтова, если бы ему не предшествовал творческий опыт Шекспира и Мольера, Шиллера и Гете, Ломоносова и Державина, Радищева и Карамзина.

Выше говорилось о реалистических тенденциях в художественном развитии. Дело, однако, в том, что в живом потоке искусства и отражении им различных сфер действительности выявляют себя не только тенденции реалистические, основанные на правдивом, конкретно-историческом отражении жизни, когда художник стремится не столько к внешнему правдоподобию, сколько к правде сущности изображаемого. В зависимости от характера развития общества в той или иной мере дают о себе знать в художественном развитии и его иные тенденции (романтические, натуралистические, формалистические и т. д.).

Следует при этом оговориться, что тенденция — это далеко еще не метод. И подменять одно другим ни в коем случае нельзя. В том или ином методе могут проявлять себя самые различные тенденции. И все это — в зависимости от характера мировоззрения художника, его эстетического отношения к действительности, понимания им роли и места искусства в общественно-историческом развитии, симпатий и антипатий к тем или иным традициям в художественно-образном воссоздании жизни.

Реалистические тенденции
Реалистические тенденции
Виктор Гюго
Зарубежные противники
Социалистический реализм

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход