Количественная сторона

Оценить
(0 голоса)

С предельной точностью об этой важной особенности художественного изображения действительности было сказано Л. И. Толстым. Основываясь на великом писательском опыте, он писал Н. Н. Страхову о своем понимании соотношения между словом и образом в творении литературы: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, по каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя; а можно только посредственно — словами описывая образы, действия, положения» Исходя из того, что подлинно художественное произведение представляет собой сложное единство всей составляющей его образной системы, Толстой считал недопустимым вырывать из общего «сцепления мыслей» в произведении какую-либо одну из них и рассматривать ее изолированно от всех других. «Для критики искусства,— говорил он,— нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей (отдельных.— Г. А.) в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства».

Высказанные Толстым мысли относятся не только к литературным произведениям, но и ко всем подлинно художественным творениям, принадлежащим к различным видам искусства и всегда представляющим собой сложное живое единство заключенных в каждом из этих творений «сцеплений мыслей». Однако с наибольшей полнотой и в то же время с наибольшей отчетливостью и ясностью «сцепление мыслей» предстает в литературе, т. е. в том виде искусства, в котором художественные образы создаются посредством слов. О причинах этого нами уже было сказано выше, в связи с высказыванием Белинского о всеобъемлющем характере слова, выражающего и звук, и картину, и «определенное, ясно выговоренное представление».

Необъятный диапазон словесного художественного изображения
Пластическая картина
Виды искусства
Красота, творимая человеком
«Формы жизни»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход