Живопись воссоздает живое, т. е. трехмерное, пространство, в котором предметы освещены и окрашены соответственно их удаленности от изобразительной плоскости и положению в пространстве. Поэтому живописное изображение по необходимости нуждается в раме, чтобы ограничить реальную вещественность плоскости от той иллюзорной вещественности, которая создается живописцем в картине.
Разумеется, практика изобразительного искусства не укладывается в эти строгие границы. Все зависит от идейно-эстетических задач, которые ставит перед собой художник. Иногда живописец нарочно добивается графичности изображения, а график — живописности. Эти свойства зависят и от изобразительной техники, и от материала. Отношение к пространству не одинаково в различных направлениях и школах живописи. Так, импрессионисты стремились к максимальной иллюзии пространства, изображая воздушную среду, улавливая тончайшие переливы и вибрации света и цвета; постимпрессионисты, строя картину на изысканном сопоставлении цветов, располагали изображение на плоскости. Наконец, решение пространства зависит и от назначения произведения. Монументальное искусство тяготеет к графическому способу изображения.