Художественный образ

Оценить
(0 голоса)

Как известно, Чернышевский отвечал на этот вопрос резко отрицательно, полагая, что утилитарно-практические предметы не могут «возвыситься» до искусства, поскольку они ничего не изображают и поэтому не заключают в себе художественного образа. В самом деле, в отличие от живописи и скульптуры, произведения прикладного искусства обычно не изображают каких-либо предметов действительности. Художественные изделия составляют часть «второй природы» и сами являются предметами действительности. И тем не менее в прикладном искусстве (иначе оно не было бы искусством) наличествует и специфический для него художественный образ, который вопреки термину «прикладное» (искусство) не прилагается к вещи, а вырастает из самой вещи.

Основой, или фундаментом, художественного образа в прикладном искусстве является образ вещи как таковой, выражающий в чувственной форме ее функцию и назначение. Но образ вещи сам по себе еще не представляет художественного образа. В искусстве, как справедливо заметил Бальзак, всякий образ соответствует какой-нибудь идее, или, точнее, является совокупностью идей, а идея не всегда приводит к образу. Так, в прикладном искусстве не всякая идея, которая владеет материалом, находит выражение в изделии, т. е. оформляется в образ. Более того, многие технические идеи мастеров прошлого, как, например, способ обработки материала, состав красок и т. п., были секретами ремесла и некоторые из них до сих пор остаются неразгаданной тайной.

Художественный образ в прикладном искусстве
Архитектура в широком смысле
Удовлетворение утилитарно-практических потребностей
Вопрос о делении видов искусства
Музыка

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход