Художественный образ в прикладном искусстве

Оценить
(0 голоса)

Художественный образ в прикладном искусстве возникает как высказывание человека через предмет, которое облекается в наглядную чувственно-выразительную форму. Художественное начало не разрушает и не деформирует исходный образ утилитарного предмета, а сливается с ним — и в этом особенность прикладного искусства. Древние мастера-умельцы делали ковш или лады похожими на птицу, однако не стремились подменить образы вещей образом птицы, из которого брались только элементы формы, совпадающие с формой предмета. Лодка оставалась лодкой с ее практическим смыслом, а между тем человек высказал через, предмет свое отношение к миру, свое чувство красоты природы.

Специфическую особенность образа в прикладном искусстве составляет момент «присутствия человека», создавшего вещь. Человек не изображается непосредственно, а является необходимым фоном, на котором предмет воспринимается как произведение искусства. Благодаря этому дополнению и возникает художественный образ — предметный эквивалент духовной жизни человека. Однако человеческий фон может возникнуть лишь при условии, что в облике предмета ясно выражено его утилитарно-практическое потребительское назначение. Полезность вещи — непреложный закон прикладного искусства, поскольку практическая функция предмета органически входит в структуру художественного образа и тем самым превращается в чисто эстетический феномен. Функциональность, или практичность, предмета приобретает значение идеи, которая определяет его структуру, делает оправданными его формы. Без этого предмет не только теряет связь с человеком, но и становится бессмыслицей и язык его форм утрачивает свою значимость.

Архитектура в широком смысле
Удовлетворение утилитарно-практических потребностей
Вопрос о делении видов искусства
Музыка
Драматический род литературы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход