Отличие одного творческого метода от другого — в своеобразии художественной типизации. Характер же и особенности типизации в искусстве, представляющей собой процесс одновременного обобщения и индивидуализации, зависит от многих причин, и в первую очередь от мировоззрения художника, его идейно-эстетических позиций, с которых воспринимается и оценивается действительность, от того, что художник видит в действительности, сообразно с какими политическими, нравственными и эстетическими взглядами и идеалами обобщает увиденное, в какие, наконец, формы индивидуализации облекает увиденное и обобщенное.
Сопоставим некоторые особенности типизации в искусстве, например, классицизма, романтизма и критического реализма. Представители первого из них ратовали, как известно, за принцип «правды действительности», но понимали его узко и односторонне, включая в сферу типизации лишь часть действительности. Общее, как правило, превалировало здесь над индивидуальным, а поступки героев и нравственно, и эстетически соотносились с абстрактно сконструированными идеалами долга и чести. Рационалистическое в способе типизации господствовало над чувственным, что приводило к строгой регламентации в характере обобщения и индивидуализации жизненных явлений. А это в свою очередь определяло и своеобразие художественно-выразительных средств (пресловутые «три единства», регламентация языковых, сюжетно-композиционных форм и т. д.).