Герберт Уэллс и Джон Рид

Оценить
(0 голоса)

Герберт Уэллс и Джон Рид приезжали в Россию вскоре после Октябрьской социалистической революции, но смотрели па нее разными глазами и увидели разное: Уэллс — Россию во мгле; Рид — зарю возрождения всего человечества. Разное мировоззрение—разная, позиция, разные картины жизни.

Однако неправильно понимать сознательность творчества и подчиненность его социальному интересу как голую рассудочность, как грубую тенденциозность, логическую регламентацию каждого элемента творческого процесса соотнесенностью с классовой направленностью. Воздействие произведения искусства зависит от всего образного строя его, а не от дидактического морализирования. Своеобразие художника в том, что он не наставляет, а живописует. Художественное творчество обусловлено мировоззрением художника, его идеалом. От этого зависит, какие стороны жизни привлекают его внимание, какова глубина и верность оценки вовлеченного в орбиту творчества материала, какова сила типизации, направленность эмоционально-эстетической характеристики образов произведения.

Вот один пример из творчества Л. Н. Толстого. В небольшом рассказе «Ягоды» (1905), на первый взгляд лишенном какой-либо социальной направленности, писатель показывает жизнь помещичьей семьи в своем поместье и протекающую рядом жизнь деревенских детей. Вся фабула рассказа сводится к тому, что барчонок объелся ягодами, купленными у ребятишек, и заболел. Но автор на основе этого очень несложного эпизода развернул глубокое противопоставление морали, отношения к труду и природе всей богатой, праздной и уродливой жизни дворян и тяжелой, трудовой, но честной и здоровой жизни крестьян. Читая рассказ, мы проникаемся негативными чувствами к барству и сочувственным отношением к крестьянам, к простому народу.

Мировоззрение
Ложные идеи
Социальная обусловленность
Партийное применение к искусству
Буржуазная идея

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход