«Формы жизни»

Оценить
(0 голоса)

Творческая переработка природных форм, «форм жизни» — неотъемлемое право искусства, оно распространяется па все его виды, в том числе и на искусства изобразительные. Разделение искусства на субъективные и объективные создает ложное представление об искусстве. Марксистско-ленинская эстетика признает активную роль субъекта в искусстве, т. е. роль художника, который, создавая произведение, вершит «поэтическое правосудие» (Энгельс). Без этого нет и не может быть подлинного искусства, равно как и без объективного отражения действительности.

В качестве принципа, отражающего особенности именно художественных творений, возможно деление искусства по предметной основе его видов3. Речь идет не о вещественном материале, а о предмете как вещи. В этом смысле искусство есть не только воплощенная или овеществленная, но и опредмеченная идея. Всякое искусство — это своеобразное высказывание человека, а именно высказывание через предмет. Искусство, говорит А. В. Луначарский, есть особенная форма речи не только тогда, когда это «словесность», но и тогда, когда это картины, статуи, музыкальные произведения, танцы, в известной степени даже здания, утварь и т. д. Искусство, продолжает он, есть даже повышенная форма речи, если под этим словом мы будем разуметь вообще вещи воздействия на человека. Каковы же эти «вещи воздействия» — носители художественной идеи? При всем многообразии форм искусства могут быть названы лишь четыре таких предмета, или вещи:

Практический предмет, созданный человеком ради удовлетворения материальных потребностей
Человеческое тело
«Грани искусства и не искусства»
Человеческая речь
Телесная основа

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход