Большую роль в эстетическом воспитании и развитии творческих способностей школьников сыграли получившие чрезвычайно широкое распространение формы внеклассной работы: разнообразные кружки (музыкальные, драматические, рисования и т. д.), организация школьных вечеров, советских праздников, проведение экскурсий в музеи, коллективное посещение театров.
Эстетическое воспитание тесно связывалось со всем процессом школьного обучения. По мнению А. В. Луначарского и Н. К. Крупской, широко понимаемое эстетическое воспитание должно осуществляться на каждом школьном занятии, на каждой вузовской лекции. И дело здесь не только в том, чтобы непосредственно обращаться к искусству в преподавании того или иного предмета, но и в том, чтобы добиться эстетического воздействия самим способом преподавания учебного материала в процессе урока или лекции. Уже тогда в Наркомпросе делались попытки подвести под работу в области эстетического воспитания твердые научно-психологические основы, связать его методику с изучением влияния фактора пола и социальной среды. Показательны в этом отношении труды искусствоведа, крупнейшего теоретика музейного дела профессора А. В. Бакушинского на тему «Художественное творчество и воспитание», в которых исследование велось на материале пространственных искусств По его мнению, главным звеном в пробуждении творческих способностей человека является сходный с творческим актом художника «повторный творческий акт» воспринимающего искусство субъекта. В работе «Методы и практика экскурсионного дела» (1925) такой акт Бакушииский именовал «эстетическим переживанием». Активное творческое начало, свойственное эстетическому переживанию, может стать одним из эффективнейших средств формирования нового человека.