Формирование и развитие стилей

Оценить
(0 голоса)

В числе основных источников формирования и развития стилей в искусстве следует, прежде всего назвать богатство и многообразие самой действительности, далее — многообразие путей ее эстетического преломления в процессе художественного творчества. Как бы художнику порой ни казалось, что он выражает в своем произведении сугубо индивидуальные, принадлежащие лишь ему лично взгляды на вещи, явления, общественные события, практически он всегда, так или иначе выражает интересы и позиции тех или иных общественных сил. Художник всегда — дитя своего времени и, если речь идет о классовом обществе, дитя своего класса. Последнее не обязательно совпадает с социальным происхождением самого художника. Бывает и так, что он «выламывается» из своего класса и содержанием созданных им произведений объективно утверждает политические и эстетические идеалы класса, общественной группы, к которым по своему происхождению и не принадлежит. Нередко в классово-антагонистическом обществе в творчестве художника выявляют себя противоречивые социально-классовые тенденции. В истории литературы и искусства примеров тому множество. Если же художник стремится постичь правду жизни во всей ее глубине и многообразии, выразить типическое в типических обстоятельствах, в его творчестве непременно найдут свое выражение думы и чаяния народа.

Все сказанное отнюдь не умаляет значения и таких «чисто» субъективных, индивидуальных факторов, как уровень знаний художника, его общая и эстетическая культура, особенности биографии, жизненных ассоциаций, характера и творческой фантазии художника, пристрастие к тем или иным художественно-выразительным средствам и т. д.

Среди источников эстетического многообразия искусства есть и такие, которые в отличие от всех остальных более всего связаны именно с эстетической категорией стиля. Среди них в первую очередь мы назвали бы «эстафету традиций». Богатейшая практика развития реалистического искусства показывает, что не было и пет такого художника, который бы начинал свои творческие поиски на голом месте, в некоем эстетическом вакууме, отрешившись от своих симпатий и антипатий по отношению к наиболее ярким и значительным художникам как прошлого, так и настоящего. Вот признание выдающегося живописца современности Павла Корина: «В моей творческой биографии, в формировании моем, как живописца, исключительную роль сыграл Александр Иванов. Я поклоняюсь его гению. В молодости я много копировал его, стремился постичь тайну его великого искусства».

Тематическая и жанровая близость творчества
Жанровая близость творчества
Эстетическое явление
Развитие художественного метода
Взаимодействие стилей

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход