Воспитание через красоту, воспитание красотой, по мнению автора «Педагогической поэмы»,— нераздельно связано с формированием на социалистической основе сплоченного и дружного коллектива. «Коллектив наших воспитанников есть не только собрание молодежи,— подчеркивал Макаренко,—- это прежде всего ячейка социалистического общества, обладающая всеми особенностями, правами и обязанностями всякого другого коллектива в Советской стране»
Последовательно проводимая ориентация всей воспитательной системы Макаренко на специфические особенности жизни в условиях утверждающегося социализма делает общезначимым для нас не только и не столько его конкретный опыт, сколько вытекающие из его трудов общепедагогические и общеэстетические принципы. Его учение о перспективе развития личности связано с утверждением «завтрашней радости» как истинного стимула человеческой жизни и представления о том, что теперь называют эстетическим идеалом. В качестве действенных факторов воспитательного процесса им рассматривались конкретные обстоятельства строительства социализма в Советском государстве. Воспитательная и связанная с ней образовательная система должны быть едиными и полностью совпадать с ленинским курсом, которым партия вела наш народ к социализму. В эстетических воззрениях Макаренко содержится истинно партийный взгляд на эстетическое воспитание как на формирование в человеке способностей относиться к действительности с точки зрения общественно-эстетических идеалов социалистического общества. Это положение методически обосновано в разработанной им системе «перспективных линий».