Эстетический идеал

Оценить
(1 голос)

Чаще всего, говоря об эстетическом идеале, мы имеем в виду его воплощение в самом произведении. Эстетический идеал прежде всего выражается в картинах общественной жизни и в образе человека, поскольку именно они занимают центральное место в содержании искусства вообще. При историческом рассмотрении искусства мы каждый раз убеждаемся, что эволюция общественных идеалов порождает и в сознании художников новые концепции личности, новых положительных героев.

В соответствии с исторической эволюцией идеалов возникали и новые, эстетические задачи перед художниками, новые концепции личности. Поиски героя, выразителя идеала, характерны для искусства, начиная с первых, его шагов. Возьмем пример из русской литературы. Уже в «Слове о полку Игореве» возникает целая галерея образов великих патриотов, бесстрашных воинов и мудрецов. Позднее появляется гигантская фигура бунтаря новгородца Василия Буслаева.

Борьба эстетических идеалов как борьба партийная, как борьба противоположных концепций личности наблюдается в русском искусстве в конце XIX — начале XX в. В дворянско-буржуазной литературе все рельефнее проявляется негероическая и анти героическая тенденция. Все ощутимее становится исчезновение сильных и ярких характеров, кризис героя, распад сильной, целостной личности. Появляются попытки подмены подлинного героя различными монстрами вроде арцыбашевского Санина. Одновременно на волне революций 1905 и 1917 гг. как выражение революционной устремленности формируется коммунистический эстетический идеал, воплощающийся в творчестве М. Горького и других пролетарских писателей, вставших на путь социалистического реализма.

Безыдейность
Анархический бунт
Советские художники
Ленинский завет
Идеологические противники

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход