Человеческая речь

Оценить
(0 голоса)

Человеческая речь стала основой двух видов искусства — искусства слова (художественная литература) и музыки. В художественной литературе материальной, чувственной основой является также вещь — словесная речь, по-особому обработанная и возвышающаяся над обычной, «практической» речью. Слово в художественной речи выступает как самоценный, ничем не заменимый раздражитель, имеющий, подобно звуку в музыке или цвету в живописи, свою собственную энергию, и по-своему отражает мир. «В наших словах,— пишет болгарский ученый М. Арнаудов,— дано нечто большее, чем картины, и нечто иное, чем чувственные представления; нам дано жизненное значение этих представлений, их сокровенный смысл» . Это справедливое возражение против установившейся традиции ставит литературу особняком, потому что она якобы действует не непосредственно, а обращается к представлениям, воображению и фантазии человека.

Музыка в определенном смысле также развивается на основе человеческой речи. Примечательно, что в своих работах выдающийся советский музыковед Б. В. Асафьев называет музыку не иначе, как «речь», «звукоречь», «музыкальная речь». Так, сближая искусство двух русских гениев — Пушкина и Глинки, автор пишет, что им присуща «интонационная правда и отсюда подлинная глубокая, а не внешне описательная реалистичность их образной речи-слова и речи-топа».

Телесная основа
Предметы-вещи
Кино
Характерная черта
Совершенствование человека

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход