Буржуазной идее беспартийности, надклассовости искусства, Ленин противопоставляет принцип социалистической пролетарской партийности, призывая «развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме». Говоря о необходимости руководства партии литературным делом, о том, что пролетарская литература должна быть «колесиком и винтиком» «единого, великого социал-демократического механизма», Ленин вместе с тем подчеркивает, что «литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством», что, руководя этим делом, «безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию», что «литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими частями партийного дела пролетариата».
Под партийностью литературы и искусства, согласно Ленину, следует понимать идейную направленность, отличающуюся сознательной защитой интересов определенного класса, осмысленным выражением его идеологии, его стремлений и задач. Из ленинского понимания партийности следует вывод, что ее надо рассматривать конкретно - исторически, видеть, что содержание и характер партийности развиваются, изменяются, обогащаются с развитием исторического процесса, в зависимости от условий классовой борьбы. Он говорил, что партийность — «результат и политическое выражение высокоразвитых классовых противоположностей», «спутник и результат высокоразвитой классовой борьбы»3. Ленин подчеркивал, что «в обществе, основанном на делении классов, борьба между враждебными классами неизбежно становится, на известной ступени ее развития, политической борьбой.