Упадок и деградация, свойственные современной реакционной буржуазной литературе, наиболее резко и определенно сказываются в гибели идеалов. Обесчеловеченное, безыдеальное искусство, отказывающаяся от проблемы идеала эстетика — свидетельство прогрессирующей деградации буржуазного эстетического сознания. «Идеалы — это опасность», — вещал еще Ницше. Современные модернисты на все лады повторяют эту формулу, пытаются обвинить в безыдеальности даже советских писателей, представить безыдеальность в качестве общей закономерности современного искусства. Для упадочнического искусства Запада характерны эстетизация зла и порока, отрицание морали и гуманности. Этому служит и создание образов героев — носителей подобных «идеалов». У беллетриста-криминалиста Франка Фарреса (США) — это изощренные убийцы, у других — безумцы, гомосексуалисты, гангстеры. На международном семинаре писателей в Лахти (1964) теоретик Жан Блок-Мишель (Франция) пропагандировал аморализм писателя, оправдывая в связи с этим «творения» маркиза де Сада и современную «садологию».
Наиболее полно и ясно концепция человека и представление о герое, свойственные современному реакционному буржуазному искусству, выразились в экзистенциализме. Полноценный человек, согласно экзистенциализму,— это человек, целиком сосредоточенный на своем внутреннем «я» и бесстрашно осознавший, что смысл жизни — это движение к смерти. Понимание этой неизбежности якобы дает истинную свободу человеку, ставит его выше морали, выше социальности, выше каких-либо обязанностей перед обществом и перед другими людьми. А. Камю в своем произведении «Бунтующий человек» выступает против революции, социализма, прогресса, так как они, по мнению писателя, посягают на внутреннюю свободу индивида.