Ложь, вранье и обман

Оценить
(1 голос)

«Мой пала самый сильный человек во всем мире!»
«А я видел во время празднования Дня всех святых настоящий призрак!»
«Я взял только одно печенье, можно мне взять еще?»
«У меня болит животик, поэтому мне нельзя сегодня идти в школу».
«Честное слово, я не разбивал стакан. Не знаю, кто его разбил».
«Он первый начал!»

Это лишь несколько фраз, которые можно услышать от детей и в истинности которых можно усомниться. Но вспомните, что говорят некоторые взрослые:

«Мы с радостью заедем в другой раз, тетя Сью. Но в этом месяце мы слишком заняты».
«Я, пожалуй, позвоню туда и скажу, что нездорова. Мне нужен хотя бы день, чтобы полежать и отдохнуть».
«Как мне объяснить твоей матери, почему мы хотим, чтобы она навестила нас не теперь, а в следующем месяце?»
«Мне очень нравится, дорогая, красный с желтым свитер, который ты подарила мне на день рождения».
«Я не могу сказать Мэри, что разбила вазу, которую она подарила мне. Это очень бы ее расстроило!»
«Дайте, пожалуйста, один взрослый и один детский билет, дочке всего одиннадцать лет» (перед окошком кассы в кинотеатр, а в действительности дочке Двенадцать лет).

В нашем обществе честность — залежалый товар. Что есть истина, мы, конечно, знаем и гордимся этим, но часто оказывается, что говорим правду не всегда, особенно если она не совсем согласуется с нашими сиюминутными интересами. В конце концов, если Мэри не заметит отсутствие вазы, то нет никакой необходимости поднимать эту тему. И зачем создавать дополнительную напряженность в отношениях с тетей Сью, поясняя, что ее неприязнь к маленьким детям мешает вам навещать ее почаще, как ей этого хотелось бы?

Другая проблема, связанная с честностью, заключается в вопросе: что делать, когда обманывают вас. Хотя мы и привыкли связывать слово «обман» с тем, что ученики списывают друг у друга ответы на экзаменационные вопросы, но в действительности, с этической точки зрения, честность и порядочность охватывают значительно более широкий круг явлений. Присмотритесь, например, к настольным играм, в которые так любят играть дошколята. Ведь это одна из самых ранних возможностей, когда ребенок напрямую знакомится с понятиями честность и справедливость.

Мы все считаем, что люди обязаны быть честными, когда дело касается вопросов, связанных с имуществом. Когда ребенок хватает вещи, которые ему не принадлежат, это, конечно, нельзя рассматривать как первый шаг на пути к воровству и к скамье подсудимых. Просто это показывает, что ребенок еще не имел возможности узнать и понять, что такое частная собственность.

Так какую же информацию получают от нас  ежедневно наши дети относительно честности? Разумеется, информацию  весьма  неоднозначную. Как родителям, нам следовало бы повнимательнее присмотреться к тому, как мы сами относимся к этим моральным ценностям. Ведь честность — это основа, на которой строятся прочные связи и здоровое общение между людьми. Поэтому если мы хотим правильно воспитать наших детей, привить им основы морали, то нашей первейшей задачей должно стать умение самим четко понимать, что есть истина — та самая истина, которую мы прячем за всеми нашими мелкими увертками и отговорками.

Несколько позже мы сможем научить и наших детей четко усвоить эту задачу, чтобы они умели отличать те случаи, когда можно немножко покривить душой, от тех, когда ложь недопустима. Например, они должньи понимать, что не стоит откровенно выкладывать своему кузену все, что они о нем думают, или говорить учительнице, как уродливо, на их взгляд, смотрятся ее новые очки. И, естественно, частью подобного понимания является умение четко различать, что принадлежит мне, а что — тебе.

Подробнее в этой категории: Постарайтесь понять причины »
Постарайтесь понять причины
Будьте хорошим примером для подражания
Основные методы борьбы с детским враньем
Воображаемые друзья — полуправда или выдумка?
Основные указания относительно детского плутовства

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...