Система эстетических категорий

Оценить
(0 голоса)

В истории эстетики система эстетических категорий претерпевала различные изменения. В настоящее время можно считать прочно установившейся группу основных категорий, обозначающих определенные типы объектов, имеющих различные эстетические структуры и соответственно оказывающих различные эмоциональные воздействия на человека.

Основные эстетические категории — прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое — представляют собой целостную систему, поскольку в каждой из них запечатлено знание о предметах, в которых по-разному проявляется импонирующее человеку торжество жизни. Эстетическое созерцание (будь то чувство прекрасного, комического или возвышенного) не есть пассивное состояние человека, оно всегда является волевым актом, именно актом самоутверждения человека. Единство основных категорий — прекрасного, возвышенного, трагического и комического — состоит и в том, что в них обобщенно отражены объективные свойства реально существующих единичных и притом чувственных предметов, явлений действительности, в том числе поступков, действий людей, все разнообразие человеческих характеров. В эстетических категориях отражены гармония и дисгармония мира. Если прекрасное отражает гармоническую целостность предмета, его устойчивость и характеризуется органическим единством формы и содержания, то в возвышенном, комическом и трагическом этого единства нет: эстетическое восприятие в самих объектах обнаруживает разного типа противоречия, несоразмерность и неадекватность формы и содержания. Отношения формы и содержания специфичны в каждой из эстетических категорий.

Прекрасное

С незапамятных времен человечество стремилось постичь тайну красоты. Древние греки, создавшие великое искусство, выдвинули и первые эстетические теории. Общее в этих теориях состоит в том, что красота трактуется как единство духовного и телесного, «души и тела», как выражение внутреннего, идеального во внешнем, предметно-материальном, вещественном и чувственном, дающем возможность воспринимать и постигать смысл непосредственно, осязаемо.

Наиболее полный и развернутый анализ прекрасного и других эстетических- категорий дал Гегель, эстетика которого завершает систему объективного идеализма. В гегелевской концепции прекрасного преодолен абстрактный идеализм Платона. Прекрасное, по Гегелю, есть чувственное воплощение, или «видимость», идеи. Красота тождественна истине, однако она не есть отвлеченная, вневременная и некая вечная идея, голое логическое понятие. Красота— это идея, осуществленная и овеществленная в самой действительности. Гегелевская концепция прекрасного направлена против и эстетического эмпиризма, и биологизма английских просветителей. Поскольку красота, по Гегелю, есть лишь определенная ступень самопознания духа, то истинно прекрасное возможно лишь в искусстве, ибо природа лишена духовного, в ней заключена только низшая, чисто внешняя красота.

Подробнее в этой категории: « Предмет эстетики Гегель »
Гегель
Черты антропоморфизма
Сознание человека
Созидательное начало
Свет и цвет

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход