Понимание эстетического чувства

Оценить
(0 голоса)

Понимание эстетического чувства как положительного, творчески активного отношения к миру раскрывается и в оценке Энгельсом Гете, который «то колоссально велик, то мелок; то это непокорный, насмешливый, презирающий мир гений, то осторожный, всем довольный, узкий филистер», «и чем старше он становился, тем все больше могучий поэт.  Уступал место заурядному Веймарскому министру». Говоря о сложности положения Гете, Энгельс объясняет эту эволюцию отнюдь не эстетической концепцией поэта. Напротив, Энгельс упрекает Гете «за то, что он филистерскому страху перед всяким современным великим историческим движением приносил в жертву свое, иной раз пробивавшееся, более правильное эстетическое чутье». Итак, с точки зрения классиков марксизма, эстетическое несовместимо со всякого рода убожеством, заурядностью, серостью, с «мещанским самодовольством и животными инстинктами»; оно несовместимо также с мистикой и религией, поскольку, как замечает Энгельс, слово «бог» «заключает в себе самом признание ничтожности природы и человечества».

Такое понимание природы эстетического освоения мира отразилось, за редкими исключениями, во всей практике мирового искусства: красота и гармония, эстетическое наслаждение были альфой и омегой прогрессивного искусства всех народов вплоть до XIX в., когда художники некоторых направлений стали не только отражать, но и эстетизировать безобразное, низменное, ужасное. С древнейших времен искусство не чуждалось изображения темных сторон жизни, часто, его предметом было уродливое, безобразное, однако это отражение осуществлялось с позиций эстетического идеала художника, т. е. с точки зрения красоты и гармонии.

Подробнее в этой категории: « Предмет эстетики Эстетизация »
Эстетизация
Философы и художники
Эстетическая теория
Величина и сила
Система эстетических категорий

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход