Гегель

Оценить
(0 голоса)

Гегель придавал исключительное значение чувственному материалу в искусстве, однако чувственность в произведении искусства должна быть «освобождена от ее лесов, от голой материальности», она должна «возводиться созерцанием в чистую видимость». Следовательно, чувственное в красоте — это лишь средство, путь к познанию истины. Согласно логике Гегеля, искусство как воплощение идеала, а значит, и красоты, — преходящий момент в истории человечества, ибо высшей ступенью познания духа является философия.

В домарксистской эстетике наиболее глубоко природу красоты раскрыл Чернышевский, хотя в своих взглядах он был ограничен рамками «антропологического принципа». Автор знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» заметил, что «мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся, радуемся на него», что «в прекрасном есть что-то милое, дорогое нашему сердцу». Чернышевский находит это всеобъемлющее «что-то», лежащее в основе красоты: «Прекрасное есть жизнь». Обычно комментаторы Чернышевского в его определении подчеркивают мысль: прекрасное— «жизнь, какова должна быть она по нашим понятиям», а между тем глубочайшего смысла полны и слова: «Всякая жизнь, потому что все-таки лучше жить, чем не жить: все живое уже по самой природе своей ужасается погибели, небытия и любит жизнь». Область прекрасного, по взглядам Чернышевского, составляет не только «живое» в смысле органической жизни, но и всякий предмет, «который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».

Черты антропоморфизма
Сознание человека
Созидательное начало
Свет и цвет
Научное теоретическое решение

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход