Философы и художники

Оценить
(0 голоса)

Философы и художники Возрождения, воскрешая лучшие традиции античности, снова утвердили эстетическое как прекрасное, как ликование земной жизни и бытия вообще. Антиподом этого искусства был так называемый «маньеризм», отразивший упадочное мироощущение аристократии. Многие художники-маньеристы изображали страдания, избирая в качестве сюжетов казнь христианских мучеников, библейские эпизоды «божьей кары». Мистика в их творчестве сочеталась с изысканным эротизмом.

Капитализм с его прозой меркантилизма, идеологией голого чистогана, как ни одна из предшествующих социальных формаций, оказался враждебным искусству и поэзии. Именно буржуазное общество по мере своего развития все более и более отдалялось от идеалов красоты. Кризис буржуазного мировоззрения уже в середине XIX в. нашел свое непосредственное отражение в творчестве поэта Шарля Бодлера, выпустившего сборник «Цветы зла» с такими программными стихотворениями, как «Падаль», «Пляска смерти». Красота еще желанна поэту, но в мире торжествующего зла она эфемерна и печальна.

В начале XX в. возникает множество течений в буржуазном искусстве, возводящих в ранг эстетических категорий безобразное, низменное, уродливое.

Современные модернистские и «авангардистские» течения, объявившие красоту и гармонию категориями устаревшими и отжившими, утратили родовые черты искусства — гуманность, оптимизм, жизнеутверждающий пафос. Культ безобразного и низменного, проповедь человеконенавистничества, крайний субъективизм и презрение ко всем духовным ценностям являются программой многих направлений буржуазного искусства — таковы экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, «поп-арт», «театр абсурда» и др. Это не столько новые формы искусства, сколько формы его деградации и разложения.

Возвышенное

 В основе возвышенного, как и прекрасного, лежит бескорыстное, свободное созерцание полноты жизни предмета, проявляющейся в его чувственной форме. Возвышенные предметы, или эстетические объекты, в которых бурно и мощно раскрывается жизнь природы или общества, отличаются огромной, иногда необъятной величиной или силой. Поэтому возвышенное имеет и другое название — величественное.

На самых ранних ступенях становления человека его внимание и взор невольно привлекали к себе как грозные, разрушительные, так и созидательные стихийные силы природы, пробуждая смутные чувства и мысли. На этой почве рождались различные религиозные культы. Так, почти у всех народов в древности обожествлялось солнце, у некоторых — огромные реки и горы. По мере роста самосознания человека формировалась особого рода симпатия к этим грандиозным, величественным объектам — чувство возвышенного. Это чувство возбуждалось не только благотворными, но и грозными для человека объектами созерцания.

«Разве то,— говорил Гете,— что производит на нас неприятное впечатление, не входит с равным правом в план природы, как и самые милые ее явления? Разве яростные бури, потопы, потоки огня, подземный жар и смерть во всех стихиях не столь же подлинные свидетельства ее вечной жизни, как дивный восход солнца -над полными виноградниками и благоухающими апельсиновыми рощами?».

Эстетическая теория
Величина и сила
Система эстетических категорий
Гегель
Черты антропоморфизма

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...