Эстетизация безобразного в современном буржуазном искусстве означает совсем иное, а именно извращенное наслаждение ущербностью жизни, явлениями распада и смерти, одиночеством и отрешенностью от мира. Здесь наиболее обнаженно выступает общая закономерность развития духовной культуры в классовом, антагонистическом обществе.
Даже в античном мире имела место эстетика безобразного. Ее «проповедовали» так называемые «киники», не случайно прозванные «собаками». Философское обоснование этой эстетики дали Ан-тисфен и его знаменитый ученик Диоген. Безобразное и отвратительное становятся идеалом и нормой жизни. В буквальном Смысле «собачья жизнь» признавалась за хорошую и правильную, «свободную решительно от всех достижений культуры и цивилизации».
В христианской религии уже на новой социальной основе создается эстетика безобразного. Как положительные ценности утверждаются страдание и смерть, возникает культ уродства — почитание юродивых, горбунов, прокаженных, чьи страдания обещают «царство небесное».