Эстетическая теория

Оценить
(0 голоса)

В эстетической теории Канта мы найдем много глубоких и тонких суждений о возвышенном, однако возвышенное им трактовалось с точки зрения субъективного идеализма: возвышенность, говорит он, содержится не в какой-либо вещи в природе, а только в нашей душе.

Гегель отверг кантовскую концепцию возвышенного. Однако во всей его эстетической системе, пожалуй, наиболее «пострадала» именно проблема возвышенного. «Бог есть творец вселенной,— говорил Гегель. — Это наиболее зрелое выражение возвышенного. Однако бог не переходит в сотворенный им мир. Произведенное есть его творение, не обладающее перед его лицом никакой самостоятельностью, а существующее вообще лишь как доказательство его мудрости, благости и справедливости» .

Такой взгляд на возвышенное содержит в себе унижение не только человека, но и всей природы, против чего неоднократно выступали основоположники марксизма. «Собственная сущность человека,— писал Энгельс,— много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов», которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное и искаженное отображение самого человека»2. В отличие от гегелевского понимания истории человечества как ступеней самопознания абстрактного духа, истории, где человек играет пассивную роль орудия этого духа, марксизм признает реальным творцом истории человека, который активно и сознательно переделывает мир, целенаправленно изменяя социальную жизнь и окружающую природу. Героическое в действиях человека — одна из форм возвышенного.

Материалистическая эстетика снимает с возвышенного ореол таинственности и мистики и трактует эту категорию как отражение определенных сторон естественной природы, окружающей человека, и той предметной и социально-исторической действительности, которую он создает.

Подробнее в этой категории: « Предмет эстетики Величина и сила »
Величина и сила
Система эстетических категорий
Гегель
Черты антропоморфизма
Сознание человека

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход