Заслуга Ленина

Оценить
(2 голоса)

Величайшая заслуга Ленина заключается в том, что он не только отстоял, защитил марксизм от нападок, извращений, ревизии, но и развил, конкретизировал, поднял на высшую ступень марксистскую теорию в соответствии с новым революционным опытом. В своих гениальных трудах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», статьях о Толстом и многих других работах Ленин развил диалектико-материалистическую теорию отражения — философский фундамент, на котором только и возможен правильный анализ всех форм общественного сознания, в том числе и эстетического. Из ленинской теории познания следует, что все формы эстетического сознания являются не чем иным, как формами познания объективной действительности. Из ленинской теории познания следует, что эстетическое познание —   это сложный, диалектически противоречивый, действенно-активный процесс. Ленин объяснил действенно-преобразующий характер эстетического сознания. С позиций диалектико-материалистической теории познания он решил вопрос о преемственности в развитии эстетической культуры, о традиции и подлинном новаторстве, о неразрывности партийности и народности. Исходя из марксистского учения о классовости форм общественного сознания, он развил учение о двух культурах в одной национальной культуре: культуре передовой, демократической, и культуре реакционной, антидемократической. Ленин конкретизировал, углубил и развил дальше марксистское учение о принципах новой социалистической культуры, о путях ее построения.

Ленинская теория отражения и специфика искусства

 Решающую роль в развитии диалектико-материалистической эстетики сыграла разработанная Лениным марксистская теория познания. Он прекрасно видел глубокую связь между эстетической концепцией того или иного теоретика и его взглядами по вопросам гносеологии. Так, критикуя махистов, Владимир Ильич говорил, что надо быть слепым, чтобы не видеть родства между «обожествлением человеческих потенций» и идеалистической теорией познания махистов.

Исходным положением ленинской теории познания является положение о том, что мир, реальная действительность существуют вне, и независимо от сознания людей, что наши ощущения, восприятия, представления являются образами внешнего мира, что эти образы дают нам отображение реальной действительности. В применении к искусству это означает, что жизнь, действительность — источник, откуда художник черпает темы и сюжеты своих произведений, свои представления, понятия, идеи, образы и т. д. Отсюда ясно, что чем глубже художник будет проникать в действительность, тем полнокровнее будут создаваемые им образы, богаче идеи. «Для материалиста, — говорит Ленин, — мир богаче, живее, разнообразнее, чем он кажется, ибо каждый шаг развития науки открывает в нем новые стороны».

Из общих положений ленинской теории отражения следует, что искусство надлежит рассматривать как специфическую форму познания объективного мира. Многочисленные высказывания Владимира Ильича свидетельствуют о том, что искусство он включал в сферу познавательной деятельности человека. Сами художественные образы в понимании Ленина выступают как специфические формы познания пестрого, многогранного мира.

Великие русские писатели
Познание мира
Познание жизни в искусстве
Ленинское понимание
Трактовка проблемы правды искусства

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход