Взгляд Аристотеля

Оценить
(0 голоса)

Взгляд Аристотеля на сущность искусства диаметрально противоположен взгляду Платона. Если для Платона искусство является подражанием чувственным вещам, которые представляют собой слабые отблески идей, и в связи с этим лишено познавательного значения, то для Аристотеля искусство — важный и ничем незаменимый источник знания человеческой жизни, животворящее обобщение жизненного опыта, способ обнаружения возможностей, заложенных в человеческих характерах и закономерно развивающихся событиях жизни.

В противоположность Платону, который готов был изгнать искусство из «идеального государства», Аристотель высоко поднял его общественное значение, конкретно показал глубокое влияние музыки, поэзии и других видов искусства па формирование ценных этических качеств человека. Особое значение придавал он трагедии, которая представлялась ему высшим проявлением художественного гения в области литературно-художественного творчества. Трагедия, вызывая путем живого, напряженного, драматического действия страх, гнев, сострадание, заставляет зрителя переживать душевное волнение, тем самым как бы совершает «очищение» (катарсис) его души, возвышая и воспитывая его.

Исходя из принципа воспроизведения человеческой жизни в искусстве, названного им «подражанием», Аристотель осуществил первую в истории эстетики классификацию искусства. Все искусства, пишет он, «различаются. Друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают». Искусство, подражающее в ритме,— это танец; подражающее в звуке (гармонии),— музыка; подражающее в слове,— поэзия (художественная литература). Отвечая на вопрос, чему и как подражает искусство, Аристотель дал первую классификацию родов и жанров литературно-художественного творчества. В III главе «Поэтики» установлены три рода «поэзии»: эпический, драматический и лирический.

Подробнее в этой категории: « Предмет «подражания» Поэтика »
Поэтика
Философские школы
Философские школы
Богословские теории
Возведение аскетизма в высшую добродетель

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход