Теории и история искусства

Оценить
(0 голоса)

Но слабые стороны учения Гегеля, нашедшие свое выражение в противоречии между диалектическим методом и метафизической системой, являлись препятствием на пути построения теории и истории искусства. Для него буржуазное развитие было последней «абсолютной» ступенью развития человечества. Эстетика Гегеля, несмотря на все свое прогрессивное значение, является, в конце концов, только завершением старой абстрактной противоположности между идеалом, и действительностью. Мы находим у него повторение старой дилеммы между абстрактной проблемой идеальной формы и «грязной» эмпирией действительности. Типизация в его понимании, в конце концов, выступает как абстрактная идеализация. Например, говоря о «мальчиках» испанского художника

Мурильо, Гегель становится на путь идеализации нищеты (путь, известный еще задолго до Гегеля), тогда как более благодатным моментом для художественного воспроизведения является показ мужественной решимости и воли к борьбе, которые всегда были присущи низшим классам. Более типичным, следовательно, был бы показ не счастливых нищих, а показ их неудовлетворенности, их борьбы за право на жизнь. Как ни гениально был поставлен Гегелем вопрос о взаимоотношении логического и чувственного в познании, но развить его на почве идеализма он был не в силах. Идеалистическое пренебрежение материальной чувственностью, в конечном счете, привело Гегеля к умалению познавательной роли искусства. «Искусство ни по своей форме, ни по своему содержанию не составляет высшего и абсолютного способа осознания духом своих истинных интересов» Лишь определенный круг и определенная ступень истины могут найти свое воплощение в форме художественного произведения.

Подробнее в этой категории: « Понимание искусства Роль искусства »
Роль искусства
Критика идеализма
Материализм
Белинский
Продолжатели эстетических идей

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход