Теории и истории литературы

Оценить
(0 голоса)

Из анализа противоречий капитализма Маркс делает для эстетики, теории и истории литературы и искусства тот чрезвычайно важный вывод, что «капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии». О том, что буржуазная форма общества враждебна искусству и красоте, знали также Шиллер, Гете, Гегель, романтики, но все они не смогли, ни объяснить этот факт, ни сделать из него правильные выводы. Гете и Шиллер разделяли иллюзии относительно возможности небывалого расцвета искусства в условиях буржуазного общества, романтики полагали, что средствами самого же искусства можно преодолеть эстетическое бессилие капиталистической действительности, а Гегель пришел к заключению о фатальном нисхождении искусства.

Иначе подошли к этому факту Маркс и Энгельс. Они были далеки от того, чтобы ограничиться эстетической критикой капитализма. Для них положение «о не благоприятности капитализма искусству и поэзии», были лишь частью всеохватывающего целого— их  общей теории исторического процесса развития человечества. Вывод о враждебности буржуазного общества художественному творчеству Маркс и Энгельс делают на основе всестороннего анализа экономических и политических категорий капитализма. Для них важно, прежде всего рассмотреть характер отношений в условиях буржуазной общественной системы. За вещественными категориями (товар, деньги, стоимость) Маркс и Энгельс видят отношения людей и в конце концов приходят к выводу, что все враждебные человечеству тенденции коренятся в капиталистической форме эксплуатации, разрушающей, уродующей и унижающей человека, лишающей его инициативы, самодеятельности и независимости.

Враждебность капитализма
Справедливость выводов Маркса и Энгельса
Основоположники марксизма
Отражение действительности
Анализ вопроса

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход