Субъективизм

Оценить
(0 голоса)

В нашу задачу не входит подробное рассмотрение этой концепции, она получила развернутую критику в работах многих эстетиков (см., например, сборник «Эстетика и современность». М., 1965), да и сами ее сторонники уже во многом отказались от своих ошибочных положений. Однако рецидивы субъективистских взглядов еще дают о себе знать в некоторых дискуссионных статьях.

Может быть, консервации неверных взглядов способствует и то, что в ходе дискуссии некоторые ее участники, справедливо критикуя субъективизм, качнулись в другую сторону, не видя какого-либо значения субъективного момента в эстетическом. Они говорят о том, что реальные вещи имеют эстетические качества, но порождены эти качества не общественной практикой, а развитием природы. Они исходят из того, что вещи якобы имеют уже готовые эстетические качества, которые в таком, готовом виде и отображаются сознанием. Получается, что материальное развитие природы без участия человека порождает эстетические категории, является не объективной основой эстетического, а порождает эстетическое в завершенном виде. Ранее мы выяснили объективную сторону эстетического. Отождествлять конкретно-чувственные свойства объективно существующих вещей, Которые человек воспринимает как эстетические (эту, в сущности, почву эстетического), с категориями прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического, которые якобы присущи вещам сами по себе, называть их «эмбрионами художественных образов» или еще как-нибудь в. этом роде неправомерно. Вывод эстетических категорий, характеристик и оценок прямо и непосредственно из тех ил и иных качеств реальных вещей, минуя посредствующую роль человеческого сознания и недооценивая социологические моменты эстетического, не имеет никаких оснований и ведет к вульгаризации проблемы.

Существование и развитие общества
Объект и субъект
От редакции
Данная работа
Проблема эстетического воспитания

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход