Субъективистские тенденции

Оценить
(0 голоса)

К сожалению, субъективистские тенденции в понимании происхождения и сущности эстетического проявились за последние годы и в советской эстетике, они вылились даже в особую концепцию так называемых «общественных эстетических качеств». Основное содержание ее сводится к следующему: до человека и без человека в объективной действительности нет ничего эстетического; иными словами, говорить об объективности прекрасного в природе неправомерно. В процессе общественной практики люди привносят в окружающую среду нечто от своей сущности, очеловечивают, одухотворяют реальные вещи. В этом и состоит якобы «эстетическое своеобразие действительности». Явления природы под воздействием человеческой активности приобретают «общественный смысл», «эстетические качества» — прекрасное, безобразное, трагическое, комическое и т. д., которые становятся их атрибутами. В своем эстетическом сознании человек и отражает эти «эстетические качества» — такие конкретно-чувственные качества, в которых запечатлены те или иные стороны «человеческой сущности».

Из первой части формулы следует, что эстетические качества доступны непосредственному восприятию, что они материальны. Из второй же части этой формулы следует, что эстетические качества возникают в результате «одухотворения» природы, внедрения в нее «духовных сущностей», что они духовны, идеальны. Но в окружающей человека материальной среде духовного начала нет. Сознание, мысль — продукт человеческого мозга, привилегия человека. Следовательно, сторонники концепции «эстетических качеств» действительно считали, что в процессе труда человек наделяет природу некими человеческими, духовными качествами, что явления природы становятся вместилищем неких духовных начал, мысли, эмоции и т. п.

Ход рассуждений
Субъективизм
Существование и развитие общества
Объект и субъект
От редакции

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход