Справедливость выводов Маркса и Энгельса

Оценить
(0 голоса)

Справедливость выводов Маркса и Энгельса подтверждается, во-первых, все углубляющимся кризисом современного буржуазного искусства, ставшего в своих крайних формах абсолютно беспредметным, во-вторых, успехами искусства социалистического реализма. Разумеется, указанные направления в развитии мирового искусства нельзя схематизировать — реально они протекают в крайне сложной и противоречивой форме. Но что тенденции раз-

вития мирового искусства идут именно в таких направлениях, это ясно как день. Расцвет искусства в социалистическом обществе Маркс и Энгельс связывали с тем, что только социализм обеспечит подлинную свободу личности, поскольку раз и навсегда покончит со всякой эксплуатацией человека человеком. Они предвидели, что искусство в будущем коммунистическом обществе сделает такие успехи, которых не знала ни одна эпоха всемирной истории.

Тенденциозность и классовость искусства

 Рассматривая искусство как отражение действительности, Маркс и Энгельс постоянно подчеркивали, что это отражение в условиях классово антагонистических формаций всегда носит классовый характер. Господствующие классы всегда пытаются изобразить свои эгоистические интересы в качестве всеобщих, навязать другим классам свои представления и свои идеи. «Мысли господствующего класса,— говорит Маркс,— являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила».

Своим учением о классовом характере идеологических форм Маркс и Энгельс дали эстетической науке надежный критерий оценки самых сложных идеологических явлений, к которым относится, в частности, искусство наряду с философией, моралью, религией и т. п. На примере анализа творчества Гете и других писателей и художников Маркс и Энгельс убедительно доказали, что без учета всей сложности классовой борьбы на определенном историческом этапе те или иные художественные явления не могут быть правильно поняты и объяснены.

Подчеркивая тот факт, что искусство всегда так или иначе связано с классовой борьбой и само является частью этой борьбы, Маркс и Энгельс были далеки от того, чтобы схематизировать эту проблему. Они никогда не рассматривали классы как нечто раз навсегда данное, не изменяющееся.

Основоположники марксизма
Отражение действительности
Анализ вопроса
Искусство как орудие
Заслуга Ленина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход