Специфика искусства

Оценить
(0 голоса)

Специфика искусства вообще зиждется на трех фундаментальных основах — идейно-эстетическом содержании, художественной форме, эстетическом идеале. Без выяснения сущности и роли эстетического идеала невозможно понять литературное произведение как целостное единство содержания и формы. Эстетический идеал и в процессе творчества, и в произведении искусства прямо или косвенно выступает как конкретное выражение позиции автора, его отношения к жизни. Художественный образ не только отражает качества и закономерности, объективно присущие вещам, но и непременно воплощает эмоционально-эстетическое отношение художника к ним. Для подобного осмысления и изображения необходим специфический критерий, в свете которого все отображаемые явления будут выступать как несущие в себе позитивный или негативный эстетический заряд. Таким всеобъемлющим критерием и является эстетический идеал.

Эстетический идеал выступает  не только как критерий оценки жизненных явлений, но и как сила, направляющая творческий процесс и восприятие произведений искусства. Будучи «регулятором» деятельности художника, идеал обусловливает характер - «соединения» содержания и формы в гармоническую композиционную целостность; Именно идеал, живущий в сознании художника, а не внешние причины, определяет оценку, качество отобранного материала, его ощущение и осмысление, его анализ и синтез, степень и способы эстетического преобразования жизненного содержания, и своеобразие формы. С идеалом связаны коренные особенности художественного метода писателя, облик центрального положительного героя, глубина и верность изображения теневых сторон жизни и т. д.

Третий момент, определяющий роль и место идеала в искусстве,— его воплощение в содержании художественного образа, во всех компонентах произведения, а прежде всего в изображении жизни общества и человека. Формой прямого и непосредственного воплощения эстетического идеала является образ положительного героя.

Эстетический идеал
Эстетический идеал
Прекрасное и безобразное
Эстетические представления
Происхождение и сущность

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход