Происхождение и сущность

Оценить
(0 голоса)

Вопрос о происхождении и сущности эстетического, об эстетическом отношении сознания к действительности — один из самых главных и определяющих вопросов любой эстетической теории. По нему и прежде и теперь идут споры между сторонниками  материалистического и идеалистического направлений в эстетике. Здесь проходит главная грань, разделяющая два основных лагеря в эстетике.

Объективный и субъективный идеализм исходит из признания абсолютной идеи или комплекса субъективных ощущений первичным по отношению к окружающему нас миру. Современная реакционная эстетика идёт по этому же пути, еще более обнажая слабые стороны идеалистического понимания сущности эстетического. Для всех современных идеалистических школ характерно отрицание объективности эстетического. Дж. Сантаяна (США) в работе «Ощущение красоты» пишет, что «радостное событие» или «могучий дуб» означают лишь то, что мы приписываем дереву присущее нам собственное представление о мощи или свое чувство радости относим к событию безотносительно к тому, каково это дерево или это событие в действительности. Все зависит от. субъекта Другой философ-идеалист Липпс утверждает, что поскольку без субъекта познание не существует, постольку без субъекта не существует и объект. Он считает, что эстетическое наслаждение — это наслаждение самим собой, в своем чувственном представлении.

Субъективистские тенденции
Ход рассуждений
Субъективизм
Существование и развитие общества
Объект и субъект

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход