Принцип эстетики

Оценить
(0 голоса)

Ни один принцип эстетики социалистического реализма не подвергался таким нападкам со стороны откровенных буржуазных идеологов и ревизионистов, как принцип партийности искусства. Из многочисленных возражений против принципа партийности чаще всего выдвигается положение, согласно которому этот принцип будто исключает свободу художественного творчества и сводит на нет «автономию» искусства.

Все современные буржуазные эстетики, а также ревизионисты тщетно пытаются доказать, что художественная деятельность есть деятельность абсолютно свободная. Очень типично в этом отношении высказывание Н. Гартмана: «Художника не подгоняет никакая обязанность, на нем не лежит никакой ответственности. Для этого ему открыто безграничное царство возможного, которое не связано никакими реальными условиями. Свобода художника не только отличается от моральной свободы, она значительно больше последней. Она точно соответствует дематериализации как модусу бытия художественного созидания и является чистой свободой, не связанной никакими внешними узами».

Н. Гартман, как и многие его собратья по перу и единомышленники, старается освободить художника от всякой морально-политической ответственности. Но существует ли такая свобода и возможна ли она вообще? На этот вопрос Ленин отвечает категорически «нет», подчеркивая, что в обществе, основанном на власти денег, в котором «нищенствуют массы трудящихся» и «тунеядствуют горстки богачей», не может быть «свободы» реальной и действительной. Абсолютную свободу Ленин называет буржуазной, анархической фразой, сплошным лицемерием.

Свобода творчества
Гурко и Рене Клер
Свобода творчества
О традициях и новаторстве в искусстве
Подражание классикам

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход