Познание жизни в искусстве

Оценить
(0 голоса)

В. И. Ленин хорошо понимал, что познание жизни в искусстве отличается от научного, оно осуществляется не путем логических форм, категорий, а посредством художественных образов. Искусство, согласно Ленину, раскрывает общее, закономерное, существенное через индивидуальное, через конкретные ситуации, посредством изображения определенных характеров, конфликтов между ними и психологии отдельных личностей. Вследствие этого образы искусства становятся доступными не только опосредствованному, но и непосредственному восприятию и поэтому приобретают способность прямого воздействия не только на ум, но и на чувства человека. Назначение искусства — давать правдивое художественное обобщение жизни. А это достигается путем типизации. Этому вопросу Ленин уделяет большое внимание. Прежде всего он подчеркивает, что общее, типичное существует объективно через отдельное индивидуальное. Однако само индивидуальное интересует искусство главным образом лишь с той стороны, что в нем находит отражение общее.

С вопросом о художественном обобщении неразрывно связан вопрос о жизненной правдивости искусства. Этот вопрос Владимир Ильич ставит в широком философском плане. Он решительным образом выступал против различных форм агностицизма, скептицизма и релятивизма. «С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма, — писал Ленин, — исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель» Имеют ли эти общефилософские положения значение для искусства? Безусловно. Ведь искусство — это отражение мира. А если это так, то, следовательно, масштабом его величия и действенности является объективная правда. В художественном познании, как и в науке, отражение, подчеркивал Ленин, надо понимать не мертво, не абстрактно, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их. Вся история развития научного и художественного познания подтверждает верность этого положения.

Подробнее в этой категории: « Познание мира Ленинское понимание »
Ленинское понимание
Трактовка проблемы правды искусства
Творческий работник
Принцип партийности
Принцип эстетики

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход