Постановка вопроса

Оценить
(0 голоса)

Ближе всех к правильной постановке вопроса об эстетической деятельности подошел Гегель. Искусство трактуется им как форма очеловечивания внешнего мира, как «самопроизводство» человека во внешних вещах. Согласно Гегелю, в произведениях искусства человек как бы снова узнает свое «я», удваивая себя и воплощая себя во внешних предметах. Гегель, однако, знает и признает труд лишь как «абстрактно-духовный». Поэтому правильно понять связь эстетического с практической деятельностью идеалист оказался не в состоянии.

Маркс и Энгельс к этому вопросу подошли с диалектико-материалистических позиций. Они связывают эстетическое с различными формами освоения объективного мира. Термин «освоение» введен в обиход классиками немецкой философии. Однако это понятие они трактовали идеалистически. Так, освоить действительность, по Гегелю, — это значит раскрыть тождество между мышлением и бытием. Согласно ему, освоить, например, природу — это значит установить, что она есть не что иное, как инобытие духа.

Для Маркса мир существует как материальная действительность. Освоить мир, согласно Марксу, — это, с одной стороны, познать "его, с другой — изменить в соответствии с целями и потребностями человека. В связи с этим он во Введении к «Критике политической экономии» говорит о разных способах освоения действительности: научном, художественном, религиозном, практически-духовном. Следовательно, для Маркса эстетическое есть одна из форм осознания мира и воздействия на него.

Исследования эстетической деятельности
Деятельность человека
Методологическое значение
Познавательное значение искусства
Художник-реалист

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход