Понимание искусства

Оценить
(0 голоса)

Вопреки абстрактному подходу к пониманию искусства Кантом Гегель исследует его в связи со всем процессом социально-исторической жизни как конкретную сферу исторически развивающейся идеологической деятельности человека: «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде и зависит от особых исторических и других представлений и целей».

Наряду с историческим подходом Гегель рассматривал искусство как особый вид познания. Заслуга Гегеля заключается и в том, что он, в противовес абстрактно-метафизическому методу классицизма XVIII в., впервые в широком плане поставил вопрос об идеале и жизни на историческую почву, пытаясь осмыслить его как некую исторически развивающуюся форму борьбы ряда противоположностей, как картину исторических форм искусства, в которых уже существует то или иное сочетание элементов идеального и реального, формального и содержательного и т. д. Что касается современного Гегелю общественного строя, то он, по его мнению, не благоприятствует развитию искусства. Мысль и размышление, говорит Гегель, обогнали изящные искусства. Прошли, как он считал, прекрасные дни античного искусства, равно как и золотое время Средневековья.

Определение идеала наиболее полно раскрывается в учении о ситуации, действии и характере. Устанавливая диалектическую связь между ситуацией и характером, Гегель поднимается в трактовке этого вопроса на большую теоретическую высоту, с которой он обозревает исторический путь развития искусства. Гегель-диалектик здесь торжествует победу над Гегелем-метафизиком. Он проникает в тайны искусства, в душу, в сердце художественного образа, исследует противоречия, анализирует характер до мельчайших подробностей. Ничто, кажется, не ускользает от пытливого взгляда «сумрачного германского гения», который выступает здесь перед нами как истинный «поэт диалектики». Не меньший интерес представляет и его учение о роли фантазии в художественном творчестве, которую он рассматривает как основную отличительную черту художника.

Теории и история искусства
Роль искусства
Критика идеализма
Материализм
Белинский

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход